6 мифов про FOSS

6 мифов про FOSS

FOSS (Free Open Source Software) — программное обеспечение, исходный код которого либо открыт для общего доступа, либо свободен для использования всеми желающими.

Есть трудности перевода. Free в английском — это и свободный, и открытый. Поэтому иногда аббревиатуру пишут как FLOSS — free/libre open source software. Этот вариант не очень популярен, но так говорить правильнее.

В чём разница между открытым и свободным кодом? Её не так много, но в открытом коде акцент смещён на открытость разработки, а в свободном — свободе использования и распространения. У каждого из них есть свои ограничения, но код в обоих случаях должен быть общедоступен.

Вокруг FOSS появились мифы, и люди часто считают их правдивыми. Сегодня попробуем объяснить почему это не так.

Миф 1: FOSS бывает только для Linux

Очевидно, что миф появился из-за истории самой Linux. И ядро, и окружение системы появились благодаря культуре Open Source, и до сих пор многие считают Linux образцом открытого ПО. Отчасти это так: почти весь софт для системы открыт, а Linux является платформой под его разработку.

Но софт “для Linux” часто бывает кроссплатформенным. А иногда свободное ПО бывает только для Windows или MacOS. На днях появилась официальная версия открытого архиватора 7zip для Linux, но на Windows им пользуются уже больше 20 лет.

Из известных примеров кроссплатформенного FOSS — VLC, Pidgin, Audacity, GIMP, LibreOffice, Calibre. Это так, навскидку.

Фишка в том, что мы часто даже не подозреваем, что пользуемся FOSS на Windows или MacOS — это просто софт, который работает бесплатно.

Миф 2: FOSS очень безопасный

Вечный спор вокруг FOSS: безопаснее ли он проприетарного ПО?

Позиция тех, кто считает FOSS безопаснее, такая: если код общедоступен, то каждый желающий может найти уязвимость и исправить её. Как минимум, сказать об этом сообществу. 

Есть такая штука —- Закон Торвальдса: при достаточном количестве наблюдателей ошибки выплывают на поверхность. Главный вопрос: а достаточно ли этих наблюдателей? Если нет, то получаем уязвимую и ненадёжную программу.

Те, кто считает FOSS небезопасным, чаще всего говорят так: если код общедоступен, то любой злоумышленник может запросто написать эксплойт. Сама концепция открытого кода помогает хакерам, чего не скажешь про закрытый код. Не так просто взломать то, что не видишь.

На практике это не помеха для хакеров. В проприетарном софте уязвимости могут быть десятилетиями, а ограниченное количество разработчиков либо их не заметит, либо не будет об этом говорить публично, чтобы сохранить репутацию компании.

Получается, что на жизнь имеют право обе точки зрения, и они по-своему правдивы. Но сам тезис “FOSS очень безопасный” — всё-таки миф.

Миф 3: корпорации избегают FOSS и противостоят ему

Ноги этого мифа растут ещё из конца 1990-х: тогда в сеть утекли “Хэллоуинские документы” — внутренней переписки Microsoft, в которой обсуждались планы устранения Linux как конкурирующей ОС.

Там был такой план — “Поддержать, надстроить и уничтожить”. Его суть: корпорация реализует свой вариант открытой технологии и продвигает его на рынок, затем добавляет туда проприетарные надстройки и в конце открытая базовая технология заменяется на закрытую проприетарную.

Сообщество FOSS считает, что это неприемлемые действия Microsoft, но корпорация уже не раз пыталась так делать. Пока у неё особо не вышло.

Парадокс, но большие корпорации каждый год всё больше помогают разрабатывать FOSS. Сейчас с ядром Linux картина такая:

И это не от большого альтруизма, а из выгоды, которую они получат в итоге. Даже гиганты пользуются FOSS. Хотя попытки подмять свободное ПО под себя встречаются и сейчас.

Миф 4: с FOSS можно делать, что хочешь

Получается, если код ПО открыт, то он доступен каждому. Что значит “доступен”? С ним можно делать, что хочешь? Нет.

Если бы всё было так, то любая компания могла бы взять ваш код, повесить на него копирайт и он бы перестал быть вашим. Да, действительно, иногда открытый код “крадут”, но он защищён открытой лицензией, которая помогает защитить свои права в суде.

Каждый пользователь должен соблюдать правила лицензионного использования, как с изображениями, видео или музыкой. Правообладатель может и не подать на вас иск, но нужно понимать, что ответственность за это есть.

Существуют лицензии от BSD и MIT, и они дают право использовать код в своих целях. Но далеко не все лицензии настолько открыты, обращайте на это внимание.

Миф 5: открытый код — это сплошной хаос

Представим ситуацию, когда вам нужно написать программу, но вы это делаете одновременно с ещё 50-ю разработчиками. И если вы думаете, что это никак не систематизировали, то вы ошибаетесь.

Каждая правка и изменение в коде согласовывается сообществом. Если изменение не соответствует концепции проекта или просто неуместно, его отклонят. Самый интересный момент — когда сообщество не может принять ключевое решение и проект разветвляется на независимые ветки.

Это и развивает FOSS, и одновременно замедляет развитие некоторых проектов. В любом случае это делает сообщество живым.

Миф 6: работа над FOSS — это всегда волонтёрство

Если FOSS часто распространяется бесплатно, это не значит, что его создатели работают бесплатно. Хотя энтузиастов в мире свободного ПО всегда достаточно.

Иногда проекты настолько важны для коммерческих организаций, что они финансируют разработку конкретного софта. Ещё есть модель, когда само ПО бесплатно, но за техническую поддержку нужно платить. И это не все способы монетизировать свой свободный код.

Если вы будете работать над FOSS и добьётесь успехов в разработке, то ваш проект не останется без внимания и финансирования.

И это не все мифы

Мифы вообще окружают нас на каждом шагу. Кто-то считает, что сама концепция FOSS — это огромный раздутый миф.

Если вы столкнётесь с новыми заблуждениями о FOSS, делитесь ими в комментариях —- обсудим их вместе. И не забудьте подписаться на наши социальные сети: там мы пишем о новостях в мире Linux и постоянно разрушаем мифы.

Для получения дополнительной информации по учебым материалам, рекомендуем посетить наш официальный сайт – ITEDUCENTER

Залишити відповідь

Дякуємо, що поділились