Web3: будущее или фантазия?

что такое web3

У централизованного интернета Web 2.0 есть ряд весомых недостатков. Они привели к поиску альтернативного варианта — по-настоящему свободного интернета Web 3.0. Как развивался интернет, особенности концепции “нового” интернета и какие проблемы он может решить — рассказываем в материале.

* Что такое Web 3.0? Это новая концепция интернета, основой которой станут децентрализация, отсутствие единого центра контроля и цензуры. Этим отличается концепция Web 3.0 от нынешней версии — Web 2.0. 

Hello, world: краткая история интернета

Web 1.0

История интернета начинается с 70-х годов, когда американское правительство решило защитить ядерное оружие от взлома. Для перестраховки они создали децентрализованную систему, чтобы разделить управление между несколькими компьютерами. 

До 1990 года интернетом пользовались только учёные. Но всё поменялось, когда появились первые браузеры — Internet Explorer и Mosaic. 

Изначально Web 1.0 не назывался так. Когда появился Web 2.0, так назвали всё, что было до него. Тогда интернет был набором статичных сайтов с информацией. Можно было скачать книги, музыку и фильмы, почитать статьи или новости. 

Особенности web 1.0: 

  1. Децентрализация — работал на компьютерах обычных пользователей.
  2. Открытый исходный код — каждый мог создавать сайты, но для этого нужны были определённые технические скиллы.
  3. Доступен только для чтения — исходя из предыдущего пункта, большинство пользователей были только читателями.

Web 2.0

Вы знаете, что было дальше: сеть стала больше и быстрее. Теперь ей пользуются миллиарды человек и проводят в интернете 80% своего дня. Опубликовать что-то в интернете стало просто, никаких особых технических умений больше не нужно. Потому число создателей контента выросло, как и инструментов для его создания.

Главное отличие web 2.0 от предыдущей версии — в появлении социальных сетей. Теперь интернет крутится вокруг мировых гигантов по типу YouTube и Twitter, привлекая всё больше пользователей и создателей контента. Каждый может найти что-то для себя.

Что изменилось?

  • Мобильные телефоны. Благодаря им мы можем быть в сети не пару часов в день, а круглосуточно. А уведомления мотивируют нас заходить в приложения чаще.
  • Социальные сети. Интернет перестал быть анонимным. К примеру, Facebook следит, чтобы у одного человека был только один аккаунт и проверяет личность пользователя, чтобы избежать фейка. Потому компания знает всё о своих пользователях.
  • Облачные технологии. Благодаря им не нужно создавать свою инфраструктуру, ведь её можно арендовать у Amazon, Google или Microsoft. Это удешевляет разработку, так что этот вариант часто выбирают создатели продуктов.  

Из этого следует: интернет стал централизованным. Теперь это набор замкнутых систем, взаимодействующих друг с другом.

Чем больше людей пользуется сетями, тем более ценными для общества эти сети становятся. Например, мама скачала Viber, чтобы общаться со своими друзьями, вы качаете его, чтобы была возможность общаться с ней. И так дальше, пока незаметно приложением не станут пользоваться все. И вы уже втянуты в систему.

В эпоху Web 2.0 пользователям важен размер сети — количество её пользователей. Стартапы не могут соревноваться с гигантами, которыми пользуются все ваши друзья.

За бесплатное использование и “улучшение пользовательского опыта” мы платим своими личными данными. Ведь это позволяет подстроить алгоритмы так, чтобы мы больше времени проводили в приложениях. Это даёт корпорациям контролировать наши разговоры, поисковые запросы, потребляемый контент и данные, чтобы заработать ещё больше денег.

Недостатки Web 2.0

  • Борьба за внимание

Поначалу в интернете не предполагался экономический обмен между компаниями и пользователями. Поэтому схема заработка была такой: компании давали пользователям бесплатный доступ к контенту и запускали рекламу, чтобы её невозможно было пропустить.

Главная валюта сети — внимание пользователя. Сайты постоянно соревнуются за пользователя, выдавая контент, который может заинтересовать его и мотивировать на нужное действие. 

  • Пользователь не владеет контентом, который он создаёт

Им владеют корпорации: всем загруженным вами контентом, данными профилей, вашими поведенческими привычками. Всё это копируется на сервера компании, ведь на этом можно заработать. Рекламодатели готовы платить за информацию о нас, чтобы делать более персонализированную рекламу. 

Но есть выгода и для самих пользователей: социальные сети позволяют нам набирать аудиторию, повышать репутацию и расширять контакты. Другими словами повышать свой социальный капитал, который можно монетизировать. Но если вы выйдете из этой системы, то потеряете и доход, и подписчиков. Ведь всё принадлежит платформе, а не вам. Потому пользователи продолжают играть в эту игру, а компании — зарабатывать.

  • Ограничение доступа и цензура

Почти 90% Интернета работает на серверах четырёх крупнейших хостинг-провайдеров. На серверах этих провайдеров работают многие сайты и приложения, которыми мы постоянно пользуемся. Воспользоваться ими можно через браузер или установив их из магазинов приложений, которыми тоже владеют провайдеры.

Это позволяет им контролировать доступ к ресурсам. Например, даёт легко забанить неугодного пользователя, сайт или приложение. А также ограничить доступ пользователям определённого региона или страны.

  • Высокий риск хакерских атак

Учитывая централизованное хранение данных, взломав один сервер, можно получить доступ к большому количеству учётных данных.

Концепция Web 3.0

Учитывая количество проблем и вопросов, появившихся из-за централизованного Web 2.0, попытка вернуться к децентрализации была ожидаемой. Web 3.0 ещё не реализована, поэтому до конца неизвестно, что она будет из себя представлять. Но в первую очередь, от Web 3.0 ждут децентрализацию. И достичь этого предполагается, используя блокчейн

Пока сложно сказать, как это будет реализовано на самом деле. Не факт, что обычные пользователи смогут довериться неизвестному им блокчейну. Но эта технология позволит хранить данные не в хостинг-центрах корпораций, а на устройствах пользователей — нодах. Блокчейн позволяет разворачивать ноды и управлять ими всем желающим. Сервисы при этом будут расположены везде и нигде одновременно.

Для примера можем взять концепцию децентрализованных приложений — DApps.

DApps — главный термин в Web 3.0

Рассмотрим на примере сервиса Instagram. Мы заходим в приложение и постим фотографию. Она отправляется на сервер приложения, который обрабатывает данные с помощью своих алгоритмов. Этот сервер находится где-то в определённом месте, то есть хранится централизованно.

Если говорить про децентрализованное приложение, то ваши данные будут храниться не на отдельном сервере, а в блокчейне. То есть данные будут на нодах, которых может быть очень много, они разбросаны по миру и ими владеют разные люди. Когда данные добавляются, они будут копироваться во всех нодах. Это обезопасит данные и не даст их скомпрометировать. 

Преимущества Web 3.0

Помимо децентрализации, у использования блокчейна есть и другие преимущества. К примеру, все данные в сети и взаимодействие между пользователями можно токенизировать. Можно выделять часть мощности своего устройства под блокчейн и получать токены за это. Ещё это даст:

  1. Возможность отмечать уникальный контент. Это позволит избежать копирования информации, чтобы было легче найти её первоисточник. 
  2. Новые возможности заработка в сети. Это может быть и оплата авторам статей, видео и другого контента, и пользователям за его просмотр.

Децентрализация помогает авторам контента — даёт возможность монетизации без предоставления персональных данных. То есть позволяет сети быть анонимной. При этом владельцами контента остаются его авторы.

Также хранение данных на множестве устройств позволит повысить скорость работы сети. 

Что даёт Web 3.0?

  • отсутствие центрального регулирования уменьшит цензуру и повысит свободу слова пользователей;
  • повышение отказоустойчивости и безопасности данных, так как приложения размещены на разных нодах;
  • возможность монетизации своего присутствия в сети не только компаний, но и пользователей.

Какие препятствия могут быть:

Сложность реализации концепции нового Интернета может быть в необходимости пересмотра стека Интернета и протокола World Wide Web. Для этого понадобится время, так как под это подвязан весь мир.

Другая проблема в том, что для перехода потребуется разобраться в том, как работает технология. Чтобы пользоваться технологией, нужно будет перейти на криптосервисы, генерировать специальные ключи и устанавливать DApps. Многие пользователи могут не захотеть заморачиваться с этим, пока не осознают все преимущества Web 3.0.

Web 3.0: будущее или фантазия?

Web 3.0 — концепция, которая решает нынешние проблемы глобальной сети. Она предполагает децентрализацию, анонимность, безопасность и свободу слова. Концепция пока не реализована и точно потребует времени. Вряд ли её получится внедрить в один момент, так как на Web 3.0 нужно будет перевести весь мир. Скорее всего, она будет внедряться постепенно, параллельно используя привычную нам Web 2.0. Это то, что ждёт нас в будущем: пусть не сразу и не в таком виде, но мировое сообщество не оставит поиски решения недостатков Web 2.0. 

Добавить комментарий

Спасибо, что поделились